Главная » Статьи » Мои статьи |
Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности. Чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный и последовательный путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка. В последнее время неуклонно растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее распространенная группа представлена детьми с различными речевыми нарушениями. Развитие всей речевой функции, в частности у детей с ОНР не идет автономно от развития других высших психических функций. Внимание, восприятие, память и другие процессы развиваются по принципу гетерохронности (несовпадение по времени развития отдельных функций) и "опосредованы речью" (отмечал Л.С. Выготский). Практика и поиск новых путей повышения результативности коррекционной работы, позволяют определить в качестве основного средства в процессе обучения – метод наглядного моделирования, который дает возможность ребенку зрительно представить, материализовать абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться практическим действиям с ними. Это особенно важно для дошкольников, т.к. процесс решения мыслительных задач протекает у них с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (А.Н.Леонтьев, 1981). В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А Венгер, О.М.Дьяченко и др.). Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Постоянное использование логопедами-практиками в своей работе отдельных элементов наглядного моделирования, эффективность работы с ними и отсутствие системности на всех этапах коррекционной работы по применению метода наглядного моделирования, ставит исследование данной направленности в ряд актуальных для логопедии проблем. Целью моей работы было изучение метода наглядного моделирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как средства повышения эффективности коррекционного процесса. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Я предположила, что коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с ОНР будет более продуктивна при системном применении метода наглядного моделирования в силу своей природосообразности на всех этапах коррекционной работы. Изучив методическую литературу по данному вопросу, мною были сделаны следующие выводы, что дети с диагнозом общее недоразвитие речи нуждаются в развитии всех компонентов речи и усвоении особенностей языковой системы, развитие которой нельзя представить без развития других высших психических функций. Правильно и вовремя корригированная когнитивная сфера дошкольника дает возможность полного преодоления речевого недоразвития. Основным моментом в развитии когнитивных процессов (т.е. психических) является развитие наглядно-образного мышления, которое в дошкольном детстве является основным типом мышления и предполагает дальнейшее развитие словесно-логического мышления, без которого не будет успешным процесс школьного обучения. Работа проводилось в ходе естественного педагогического процесса коррекционного обучения детей в группе с ОНР старшего возраста на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №10 «Светлячок». Первичная диагностика показала, что для детей с нарушением речевого развития характерно нарушение не только собственно речевых характеристик, но и недостаточное развитие всех когнитивных функций. Коррекционная работа по преодолению ОНР проводилась на всех уровнях речевой системы и с нарастанием сложности. Эти задания были предложены детям в игровой форме. Рассмотрим некоторые из них. Формирование фонематического слуха, звукового анализа и синтеза:
При формировании навыков правильного звукопроизношения мною были предложены детям-логопатам модели правильного положения языка при произнесении звука при помощи ладони логопеда или схемы артикуляции. При работе над совершенствованием грамматического строя речи и навыков словообразования и словоизменения я использовала домики (приложение), позволяющие показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного коренного слова. Такой домик я применяла и для расширения словарного запаса дошкольников, я учила детей находить и выделять слова-предметы, слова-признаки и слова-действия, которые обозначались определенными символами. Связная речь – это итог формирования всех компонентов речевой системы и высших психических функций. Поэтому на данном этапе мною были предложены задания, касающиеся всех компонентов речевой системы. При формировании интонационной оформленности высказывания, я использовала схемы знаков, видя которые, дети произносили предложение с той или иной интонационной окраской. Применяя данный метод, мы учили детей по описательным схемам охарактеризовать тот или иной предмет, явление и т.д. (схемы Т.А.Ткаченко). При пересказе мы учили детей составлять мнемотаблицы к заданному тексту, применяя которые дети точно воспроизводили логическую последовательность событий, что делало пересказ более точным и последовательным. Эта же технология позволяла быстрее заучивать стихотворные тексты. Я работала полтора года с применением метода наглядного моделирования, что дало более высокие результаты (по сравнению с работой предыдущих лет). Применение данного метода в процессе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР способствует:
Что же касается развития компонентов речевой системы, мною было получено в результате работы подтверждение того, что используя метод наглядного моделирования на всех видах занятий с детьми, системно, т.е. при коррекции всех основных компонентов речевой системы, наметилась стойкая тенденция к улучшению результативности работы по исправлению речевого недоразвития. Таким образом, я считаю, что коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с ОНР будет более продуктивна при системном применении метода наглядного моделирования в силу своей природосообразности на всех уровнях коррекционной работы.
Литература
| |
Просмотров: 571 | |
Всего комментариев: 0 | |