Главная » Статьи » Мои статьи

Применение метода наглядного моделирования в коррекции речи дошкольников с ОНР (из опыта работы)

 Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности. Чтобы выполнить все свои функции, речь проходит сложный и последовательный путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребенка.

В последнее время неуклонно растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее распространенная группа представлена детьми с различными речевыми нарушениями.

         Развитие всей речевой функции, в частности у детей с ОНР не идет автономно от развития других высших психических функций. Внимание, восприятие, память и другие процессы развиваются по принципу гетерохронности (несовпадение по времени развития отдельных функций) и "опосредованы речью" (отмечал Л.С. Выготский).

         Практика и поиск новых путей повышения результативности коррекционной работы, позволяют определить в качестве основного средства в процессе обучения – метод наглядного моделирования, который дает возможность ребенку зрительно представить, материализовать абстрактные понятия (звук, слово, текст), научиться практическим действиям с ними. Это особенно важно для дошкольников, т.к. процесс решения мыслительных задач протекает у них с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (А.Н.Леонтьев, 1981).

         В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Л.А Венгер, О.М.Дьяченко и др.).  Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

         Постоянное использование логопедами-практиками в своей работе отдельных элементов наглядного моделирования, эффективность работы с ними и отсутствие системности на всех этапах коррекционной работы по применению метода наглядного моделирования, ставит исследование данной направленности в ряд актуальных для логопедии проблем.

         Целью моей работы было изучение метода наглядного моделирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как средства повышения эффективности коррекционного процесса.

         Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме применения метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками с ОНР на всех этапах коррекционной работы.
  2. Подобрать и систематизировать материал по всем направлениям работы.
  3. Проанализировать результаты работы и выявить эффективность системного применения метода наглядного моделирования в коррекции речи дошкольников с ОНР.

 Я предположила, что коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с ОНР будет более продуктивна при системном применении метода наглядного моделирования  в силу своей природосообразности на всех этапах коррекционной работы.

            Изучив методическую литературу по данному вопросу, мною были сделаны следующие выводы, что дети с диагнозом общее недоразвитие речи нуждаются в развитии всех компонентов речи и усвоении особенностей языковой системы, развитие которой нельзя представить без развития других высших психических функций. Правильно и вовремя корригированная когнитивная сфера дошкольника дает возможность полного преодоления речевого недоразвития. Основным моментом в развитии когнитивных процессов (т.е. психических) является развитие наглядно-образного мышления, которое в дошкольном детстве является основным типом мышления и предполагает дальнейшее развитие словесно-логического мышления, без которого не будет успешным процесс школьного обучения.

         Работа проводилось в ходе естественного педагогического процесса коррекционного обучения детей в группе с ОНР старшего возраста на базе муниципального бюджетного  дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №10 «Светлячок».

 Первичная диагностика показала, что для детей с нарушением речевого развития характерно нарушение не только собственно речевых характеристик, но и недостаточное развитие всех когнитивных функций.

         Коррекционная работа по преодолению ОНР проводилась на всех уровнях речевой системы и с нарастанием сложности. Эти задания были предложены детям в игровой форме.

Рассмотрим некоторые из них.

Формирование фонематического слуха, звукового анализа и синтеза:

  • различение одинаковых звуков по силе голоса (использовали большие, средние и маленькие круги);
  • при определении места звука в слове я использовала звуковые домики и линейки, которые состоят их трех секторов, условно обозначающих начало, середину или конец слова;
  • при определении звонкости и глухости  - изображение колокольчика или перечеркнутого колокольчика;
  • для характеристики звуков я применяла модель описания звука: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий, звонкий или глухой, что мешает воздуху при произнесении согласного звука – губы, зубы или язык  и т.д.

При формировании навыков правильного звукопроизношения мною были предложены детям-логопатам модели правильного положения языка при произнесении звука при помощи ладони логопеда или схемы артикуляции.

 При работе над совершенствованием грамматического строя речи и навыков словообразования и словоизменения  я использовала домики (приложение), позволяющие показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного коренного слова.

Такой домик я применяла и для расширения словарного запаса дошкольников, я учила детей находить и выделять слова-предметы, слова-признаки и слова-действия, которые обозначались определенными символами.

Связная речь – это итог формирования всех компонентов речевой системы и высших психических функций. Поэтому на данном этапе мною были предложены задания, касающиеся всех компонентов речевой системы.

При формировании интонационной оформленности высказывания, я использовала схемы знаков,   видя которые, дети произносили предложение с той или иной интонационной окраской.

Применяя данный метод, мы учили детей по описательным схемам охарактеризовать тот или иной предмет, явление и т.д. (схемы Т.А.Ткаченко).

       При пересказе мы учили детей составлять мнемотаблицы к заданному тексту, применяя которые дети точно воспроизводили логическую последовательность событий, что делало пересказ более точным и последовательным. Эта же технология позволяла быстрее заучивать стихотворные тексты.

           Я работала полтора года с применением метода наглядного моделирования, что дало более высокие результаты (по сравнению с работой предыдущих лет).

       Применение данного метода в процессе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР способствует:

  • активному развитию когнитивных процессов, которые  тесно связаны с правильным развитием речевых процессов и не могут существовать отдельно друг от друга, так как дополняют развитие друг друга;
  • повышению речевой активности детей с ОНР  и интереса к коррекционным мероприятиям, так как модели и схемы разнообразны, красочны, позволяют детям манипулировать наглядным материалом и играть на занятиях;
  • повышению коррекционного эффекта при работе с основными компонентами речевой системы;
  • развитию умения составлять различные схемы и модели, что развивает уже другой уровень мышления – словесно-логический – характерный уже для школьного возраста.

       Что же касается развития компонентов речевой системы, мною было получено в результате работы подтверждение того, что используя метод наглядного моделирования на всех видах занятий с детьми, системно, т.е. при коррекции всех основных компонентов речевой системы, наметилась стойкая тенденция к улучшению результативности работы по исправлению речевого недоразвития.

        Таким образом, я считаю, что коррекционная работа с детьми дошкольного возраста с ОНР будет более продуктивна при системном применении метода наглядного моделирования  в силу своей природосообразности на всех уровнях коррекционной работы.

 

Литература

  • Агаева Е.Л. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования: Автореферат Дис. канд. психол. наук. М., 1984 .
  • Ванюхина Г.А Речецветик / Автор Г.А.Ванюхина – Екатеринбург: Старсо, 1993.  – 136с.
  • Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. Приложение – М.: Школьная пресса, 2001. – 40 с.
  • Венгер Л.А. Венгер Н.Б. Игры и упражнения направленные на развитие умственных способностей у детей. – М.: 1989. – 147с.
  • Ветрова Н.М. Формирование у детей старшего дошкольного возраста способности к перцептивной абстракции приемами моделирования / Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста/ Иркутск, 1972.
  • Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Союз, 1999. – 224 с.
  • Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: Астрель: Люкс, 2005. — 671 с.
  • Дошкольное образование. Словарь терминов./ [Сост. Виноградова Н.А. и др.] – М.: Айрис-пресс, 2005. – 400с.
  • Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. Минск, 1992.
  • Коррекционно - педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши. – М.: Институт гуманитарных исследований, 2002 г. – 215 с.
  • Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. Минск, 1992.
  • Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969.
  • Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М.: Академия, 2002.—  384 с.
  • Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Выпуск №2. Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д». 2003 – 24с.
  • Ткаченко Т.А. Символика речевогоразвития. Учебно – методическое пособие. – М.: Эксмо, 2006. – 48с.
  • Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к пособиям « учим говорить правильно» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 16с. (Практическая логопедия.)
  • Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 2000.
  • Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.: Просвещение, 1987. – 142 с.
  • Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
  • Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М.; Аквариум, СПб, Дельта, 1996.
  • Собственные разработки

Категория: Мои статьи | Добавил: Natali (01.02.2016)
Просмотров: 571 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
avatar